Закрыть ... [X]

Необходимость участия в конкурсах

Автор выступления: Ильина С.В., учитель английского языка МБОУ "Салабайкасинская ООШ"

Развитие учительского потенциала является одним из 5 направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения также диктует потребность современных школ в новых кадрах.

Современный учитель. Какой он?

Чем же характеризуется профессиональная компетентность современного учителя или педагогическая компетентность?

Компетентностный подход к образованию убеждает в необходимости критически проанализировать и оценить накопленный опыт в педагогической деятельности учителя.

Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу.

Анализ профессионального опыта позволяет определить передовые тенденции в деятельности учителя, их достижения. Он выражается в творческом стиле деятельности, проявляющейся в характере выдвигаемых целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с учащимися.

В другом случае анализ опыта, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в определении учителем целей, задач, результатов работы с учащимися. Обогащая его подобным образом, учитель в определенной степени содействует развитию своего мастерства.

Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом опыте, отражают богатый внутренний мир учителя, его способность к рефлексии и экспериментированию. Такую возможность учителю предоставляет участие в конкурсах педагогического мастерства.

Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной необходимость пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин моего личного участия в конкурсах профессионального мастерства.

Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы могут стать действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста. Собственный опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства: лауреат районного этапа конкурса "Учитель года-2010", победитель районного и участник республиканского конкурса «Учитель года Чувашии-2012», Всероссийский конкурс «Я - классный руководитель» - позволяет говорить о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Желание быть лучшим возникало у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Признание в среде школьников и слова благодарности от родителей — безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — победа на конкурсе профессионального мастерства и признание в среде коллег.

Профессиональные конкурсы — это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональны компетенций.

Участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительский дар — это прежде всего призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог — не просто носитель глубоких знаний о предмете, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.

Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержку инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Профессиональные конкурсы — не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: растут их знания, продвигается карьера.

Велением времени вызвана необходимость овладения профессиональными компетенциями. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности.

Одним из наиболее действенных механизмов развития отечественного образования на современном этапе является приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), который был объявлен Президентом РФ в сентябре 2005 года. В каждом направлении реализации этого проекта легко обнаружить, что основная его цель состоит в совершенствовании профессиональной деятельности педагога. Учителю, претендующему на премию Президента РФ, необходимо показать, что его педагогическая деятельность действительно может считаться образцом для коллег.

Очевидно, что наряду с предоставлением педагогам возможностей улучшения своих материальных, научно-методических, организационных и других условий ПНПО затрагивает глубинный, внутренний ресурс развития образования, а именно, профессиональную мотивацию педагогов, которая выражается в развитие всех профессиональных компетенций, требуемых при реализации новых образовательных стандартов.

Таким образом, ПНПО является мощным инструментом мотивации и действенным механизмом профессионального развития педагога.

Региональный профессиональный конкурс "Учитель года" стал уже традицией. Это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Конкурс – это своеобразный ритуал единения профессионального сообщества и коллективов ОУ. Каждый из его гостей и участников может испытать чувство гордости за школу, в которой работает, район, систему образования.

На мой взгляд, методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс может дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя.

Из собственного опыта могу утверждать, что участие в таких конкурсах профессионального мастерства дает возможность учителю: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях; повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме.

На собственном опыте убеждена, что приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, учитель должен проделать колоссальную работу: установить контакт с методистом-куратором своего предметного направления, куратором конкурса; ознакомиться с документами конкурса; изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет; взвешенно оценить собственные возможности участия: не преувеличивать их, но и не умалять; выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации; продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса; систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки; попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны; не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки; продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов.

Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области преподавательского мастерства, открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, Вы сами не подозревали!


Источник: http://www.edu21.cap.ru/?t=speech&eduid=9154&speech=7427


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Выступления: Участие в профессиональных конкурсах как условие Поздравление с днем рождения дачу у моря

Необходимость участия в конкурсах Почему нам необходимо участвовать в конкурсах? The Waves of English
Необходимость участия в конкурсах Конкурсы педагогического мастерства: проблемы и ожидания
Необходимость участия в конкурсах Стоит ли детям участвовать в разных конкурсах?
Необходимость участия в конкурсах Что даёт Вам участие в конкурсе? Форум
Необходимость участия в конкурсах Зачем детям участвовать в конкурсах?
10 универсальных поздравлений с 8 Марта всем видам женщин! Годовщина свадьбы 7 лет поздравления Здесь найдется все! Книга Подарок (СИ) - Плен Александра - Читать. - ЛитМир Красная Горка - ПОЗДРАВЛЕНИЯ - КАРТИНКИ Открытки с масленицей - m ПОЗДРАВЛЕНИНЕМ РОЖДЕНИЯ - ПоздраВита Пожелания и поздравления директору с Днем Рождения Поздравление снохе с днем рождения от золовки

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ